Батраз Гагиев: «Экономика становится другой, стремимся соответствовать».

03.07.2020
Батраз Гагиев: «Экономика становится другой, стремимся соответствовать».

Пандемия COVID-19 переформатировала практически все отрасли. Одной из самых чувствительных к изменениям сфер стал малый и средний бизнес. Новые условия потребовали новых решений и от инфраструктуры поддержки. Как на вызовы отреагировали в Северной Осетии – в интервью директора Фонда поддержки предпринимательства Батраза Гагиева.

– Батраз Викторович, Вы ежедневно общаетесь с представителями делового сообщества. Расскажите о настроениях в предпринимательской среде Республики Северная Осетия-Алания. Регион постепенно выходит из режима самоизоляции, как восстанавливается бизнес?

– В значительной степени от ограничений в связи с распространением коронавируса пострадали именно субъекты малого и среднего бизнеса. В сложившейся ситуации это общероссийская и мировая тенденция. И при всем желании мы не могли в нее не вписаться. Режим повышенной готовности был введен в республике с 28 марта. Большинство предпринимателей закрыли свои объекты: непродовольственные магазины, заведения общепита, фитнес-центры, частные клиники и т.д. Конечно, вынужденный простой обернулся потерей доходов, а для кого-то и увольнениями работников. По мере снятия ограничений постепенно возобновляется деятельность пострадавших отраслей. Но в целом на прежний уровень удастся выйти лишь спустя время: покупательская способность населения пока снижена, соответственно, поток клиентов и покупателей уменьшился. Основная задача бизнеса сейчас – удержаться на плаву, выйти на минимальные обороты, обеспечивающие базовые потребности. Только после преодоления этого этапа можно будет говорить о получении прибыли. По мере возможностей республика старается помогать. Разработаны региональные меры поддержки.

– Что они предусматривают?

на 137,5 млн рублей.

– С началом пандемии услуги центра «Мой бизнес» стали более востребованными, или наоборот, активность делового сообщества пошла на спад?

– Несмотря на то, что некоторое время мы не вели очный прием посетителей, работа не останавливалась. На горячую линию ежедневно поступали десятки звонков. В оперативном режиме сотрудники рассказывали предпринимателям обо всех изменениях в федеральных и региональных пакетах поддержки, разъясняли порядок действий в тех или иных случаях. Порой приходилось и психологически помогать, особенно начинающим бизнесменам, которые еще не встали на ноги, но уже попали в кризис. Обращений, действительно, стало больше. Сейчас мы вернулись в обычный режим, естественно, с соблюдением санитарных требований. Но телефон горячей линии во Владикавказе по-прежнему доступен: 93-28-48. Стараемся создать максимально комфортные условия для предпринимателей. В этой связи важным новшеством стало открытие удаленных рабочих мест центра «Мой бизнес» в муниципальных образованиях Северной Осетии.

– То есть, теперь жителям районов не нужно будет ехать за консультацией во Владикавказ?

– Да, именно так. Наши новые сотрудники прошли обучение, и активно включились в процесс. Прием ведется в каждой районной администрации местного самоуправления. Задача – полноценно сопровождать бизнес-проект на всех стадиях реализации, от идеи до воплощения. Это подразумевает и информационную поддержку, и помощь в оформлении документов, и взаимодействие с местными властями. В случае каких-либо сложностей мы подключаемся и решаем проблему.

– Отдача уже есть? И с какими вопросами чаще всего обращаются жители малых населенных пунктов республики?

– Изначально не было сомнений, что услуги консультантов в районах станут популярны. В прошлом году из 9 тысяч человек, которые к нам обратились, почти 90 % приехали из районов. В основном люди интересуются условиями участиями в государственных программах, в частности, в сельском хозяйстве.

– Изменения, которые претерпела работа центра «Мой бизнес», сохранятся на постоянной основе?

– Да, весь положительный опыт будем использовать. Очевидно, что экономика становится другой. Много бизнесов, которые уходят практически полностью в онлайн. Меняются запросы населения, и предпринимателей в том числе. И мы не можем не реагировать. Стремимся соответствовать.

Пресс-служба Министерства экономического развития РСО-Алания