Подтяжки для штанов

03.06.2020
Подтяжки для штанов

Сколько потеряет бюджет республики на «коронавирусной» поддержке бизнеса

В период пандемии федеральное и региональные власти много говорят о мерах, предпринимаемых для поддержания бизнеса. Интересно, что ранее на частное предпринимательство были возложены обязательства по сохранению доходов населения, которому добровольно-принудительно было рекомендовано самоизолироваться. Бизнес на это отреагировал по-разному, но в целом негативно.

У многих предпринимателей, особенно малых, не оказалось никакой “подушки безопасности”, а значить платить людям за работу, которая выполнена не была, для многих проблематично.

Несмотря на все призывы к социальной ответственности, проще уволить сотрудников, особенно с серыми зарплатами, чем тянуть зарплатное бремя на себе в условиях неопределенности и нависшей угрозы разорения.

Государство решило пойти на встречу и предложило бизнесу зарплатные кредиты сроком на 1 год: нулевая ставка полгода и 4% на остальной период. Кажется, условия хорошие, однако получить эти средства в реальности не так то и просто. Более того, по некоторым оценкам пандемия, а вместе с ней и кризис в экономике продлятся до весны 2021 года, что усложняет долгосрочное планирование и снижает веру в благоприятный исход.

Люди боятся брать еще один кредит в условиях неопределенности. Кроме того, даже среди тех, кто доживет до полного снятия всех ограничительных мер, не все вернутся к привычным объемам прибыли. Очевидно, что обнищавшее и запуганное население несколько поменяет приоритеты и будет остерегаться лишних трат.

Словом, даже недорогие государственные кредиты может оказаться сложно вернуть.

Сама идея давать деньги на зарплату кажется странной. С одной стороны реклама от тех же банков с песнями “Спасибо братья” про социальноориентированный бизнес и намеками на то, что все мы сдюжим. С другой стороны, напоминает прошлогоднюю историю про сети супермаркетов, которые предложили покупателям продукты в долг. Вроде бы неплохая инициатива, но люди почему-то расстроились, а где-то даже разозлились.

Потеря потерь

Сколько конкретно республика сейчас потеряет в доходах до конца не ясно. Мы располагаем прогнозами, которые делались еще до ситуации с пандемией на плановый период с 2018 по 2020 годы.

Общий объем налоговых и неналоговых доходов прогнозировался в размере 11,5 млрд, из них 11,3 млрд – налоги. Эти предварительные расчеты и без коронавируса наверняка неоднократно корректировались бы, тем не менее на их основании можно составить общее представление.

Налог на имущество

Попытки поддержать бизнес идут постоянно: появляются новые инициативы, принимаются поправки в законы, но эффективность и масштабы этой помощи остаются под вопросом.

По сути, в той или иной степени пострадали практически все отрасли экономики, но поддержка оказывается выборочно и преимущественно в соответствие с федеральным перечнем.

Отрасли, которые могут рассчитывать на господдержку, как наиболее пострадавшие от Covid-19:

  • авиа- и автоперевозки,
  • культура,
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт,
  • туризм и гостиничный бизнес,
  • общественное питание,
  • негосударственные образовательные учреждения, организации допобразования,
  • организаторы конференций и выставок,
  • деятельность в сфере бытовых услуг (ремонт, химчистка, парикмахерские и салоны красоты),
  • сфера здравоохранения,
  • розничная торговля непродовольственными товарами.

Региональные власти могут вносить свои коррективы и расширять перечень, вводить свои меры поддержки. Были бы деньги все это обеспечивать. Например, в Северной Осетии расширен перечень отраслей, которым будет предоставляться льгота по тому же налогу на имущество организаций в размере 75% от налоговой ставки.

В частности, речь идет о «производстве одежды, мебели и прочей неметаллической минеральной продукции, а также изделий из кожи и текстиля; деятельность в сфере рекламы, здравоохранения и образования».

Также в этот перечень попадают торговые центры, но только при условии предоставления ими льгот по арендной плате своим арендаторам.

Как можно заметить, некоторые пункты в региональном списке дублируют федеральные. Стоит отметить, что мера поддержки предположительно будет действовать до конца этого года, если, конечно, законопроект будет принят парламентом.

В случае дотационных регионов, таких как наш, выбор не так уж велик, и оказывать помощь бизнесу возможно разве что посредством налоговых послаблений. Речь, конечно, идет о “своих” налогах: на доходы федерального бюджета региональные власти не влияют.

Это означает отказ от доли в доходной части республиканского бюджета.

Тот же налог на имущество физлиц – это региональный налог, который полностью остается в республике: львиная доля в 70% идет в бюджет региона, остальное перепадает муниципалитетам.

Интересно, что в 2017 году именно налог на имущество организаций был одним из тех, что было решено повысить – с 0,5% до 1%. Тогда это объяснялось необходимостью пополнять бюджет. И уже в 2018 году цель была достигнута – фиксировался существенный прирост по данному налогу.

Налог на транспорт

Минэк также объявлял о ряде других послаблениях в сфере налогооблажения: снижение ставки на 75% предполагается по транспортному налогу и упрощенной системе налогооблажения.

По тем же прогнозам на 2018-2020 г. предполагалось, что в текущем году республика на транспортном налоге “заработает” чуть более 237 млн, то есть менее 2% от общего объема налоговых и неналоговых поступлений.

Что касается послаблений для бизнеса, работающего по упрощенной системе налогооблажения, ситуация схожа с налогом на имущество: такое же снижение на 75%, коэффициент 0,25, тот же федеральный перечень отраслей, который может претендовать на помощь.

Плюс наш региональный список отраслей экономики от производства мебели до текстиля и рекламной деятельности.

Патентный налог

На 75% также предполагают снизить стоимость патента для индивидуальных предпринимателей. Правда, такая мера будет применена лишь в случае пропорционального снижения годового дохода предпринимателей, то есть на те же 75%.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, данная мера затронет около 185 налогоплательщиков республики.

Сразу можно предположить, что в данном случае, потери бюджета будут небольшими, однако для тех, кто на “упрощенке”, это может облегчить жизнь. Хотя, наверное, мало кто хочет потерять 75% от доходов ради скидки от государства.

Новый налоговый режим

Одним из любопытных нововведений, по крайней мере для большинства регионов, станет специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” (НПД).

Пока он не действует на территории 23 субъектов России, но с 1 июля его планируют распространить на всю страну. Как отмечает Минэк, применять новый налоговый режим смогут как физические лица, так и индивидуальные предприниматели: физлица освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц, а ИП — от налога на добавленную стоимость и страховых взносов.

При этом, для использования НПД годовой доход не должен превышать 2,4 млн.

Сам налог предполагает льготные ставки: 4% в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6% в отношении доходов, полученных от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Использования специального налогового режима предполагается через приложение «Мой налог».

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что специальный налоговый режим «позволит самозанятым гражданам легально вести бизнес и получать доход без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность».

Интересно, что средства от НПД подлежит зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации (63%) и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (37%).

Льготы от муниципалитетов

Также Минэк рекомендовал муниципалитетам произвести послабления на местном уровне. В

В частности, по словам министра экономического развития Северной Осетии Казбека Томаева, большинство районов освободили арендаторов от арендных платежей по муниципальному имущества, подготовлены проекты о снижении платы по местным налогам в среднем на 50%.

С районными властями все еще идет обсуждение всех деталей, думаю, это непростое для них решение.

Дело в том, что муниципальные бюджеты, как и республиканский, дотационны. Они примерно также зависят от бюджета региона, как и общий бюджет республики от федерального.

А вот в эффективности работы по пополнению местной казны районные власти несколько уступают. У многих ситуация осложнена долгами и постоянным дефицитом.

Тем не менее, председатель правительства республики Таймураз Тускаев уже призывает коллег «мониторить финансы», в том числе, пересматривать расходы.

http://gradus.pro/podtyazhki-dlya-shtanov/